Металлы и сплавы

[Металлы и сплавы][slideshow]

Патинирование (состаривание) латуни и меди

 При окрашивании металлических изделий преследуется две цели: защита от образования коррозийных участков и придание металлу эстетического вида. Внедряя последнюю задачу, иногда приходится покрывать поверхность в 2-3 слоя. Но не всегда конечным итогом может быть просто покраска. Иногда металлическим изделиям необходимо придать оригинальных декоративных эффектов, например, вид состарившегося предмета. Для этого применяются специальные технологии. Попробуем разобраться, как покрасить металл под старину и что для этого потребуется.

Добиться эффекта состарившегося металла можно, применяя основной метод – старение посредством выполнения патины и образования потёртостей. Патина наносится специальными красками, но именно для металла чаще используют металлизированные составы на акриловой основе. В магазинах сегодня представлен широкий ассортимент таких красок, кроме декоративной функции, они выполняют ещё и защитную задачу.

На выбор предоставляются акриловые краски под состаренный металл, а именно под:

  • латунь;
  • бронзу;
  • медь;
  • золото.

Благодаря современным технологиям, состаренный эффект можно придать не только металлическим поверхностям. Нередко такую покраску выполняют на пластиковых, деревянных и гипсовых изделиях.

Завершается процесс состаривания нанесением финишного защитного слоя. Для этого зачастую используют:

  • лак на акриловой основе, который имеет высокую степень глянца;
  • очень прочный лак на полиуретановой основе со степенью глянца до 50%;
  • лак на полиуретановой основе с матовым эффектом.

Как самостоятельно состарить металл?

Выбор метода создания интерьерного стиля, который предполагает наличие в оформлении следов старины, довольно широк. Для ценителей такого стиля не всегда по карману приобрести настоящие старые предметы. Выход из этого положения – имитирование старинных металлов. Как правильно осуществить покраску металла под старину своими руками? Окрашивание осуществляется поэтапно:

  1. Подготовка поверхности к покраске. Избавляемся от загрязнений, ржавчины и следов жира процессом шлифовки и обработкой растворителем.
  2. Грунтование металла. Данным способом достигаем образование шероховатостей на поверхности для лучшего сцепления краски. Грунтовку выбираем специальную по металлу.
  3. Нанесение выбранной металлизированной краски. Специалисты советуют выполнять процесс с помощью обычной кисти, так состаривание достигается наилучшим образом.
  4. Этап состаривания. Когда краска высохнет, покрываем поверхность специальным кракелюрным лаком. Именно после этого шага металлический предмет покрывается трещинками, которые создают эффект старого изделия.

Важно! Если обрабатываются не металлические поверхности, то необходимо ответственно подойти к выбору грунтовочного состава для достижения надёжной адгезии с металлизированными красками.

На видео: мастер-класс по нанесению патины на кованный металл.

Как изменить цвет металла?

Как изменить цвет металла, чтобы он стал выглядеть, как антикварный? С незапамятных времен мастера пользуются методами оксидирования, воронения и патинирования.

Для осуществления работ применяются различные способы:

  1. Обработка металла на открытом огне. Этот способ один из популярных и старинных среди мастеров-ювелиров. Для более красивого и ровного цвета рекомендуется прокаливание проволоки над открытым огнем заранее, еще до создания украшения. Это связано с тем, что скорость нагрева металла может отличаться на разных участках, следовательно, есть опасность ее пережечь и сделать ломкой. Кроме того, если исходный рабочий металл покрыт лаком, огонь уберет его и предварительно подготовит проволоку к работе.
  2. Обработка металла серной печенью создает эффект патинирования. Обычно применяется пропорция 50 мл воды/1 капля средства. Рекомендуется использовать воду 20-23 градуса, приближенную к комнатной температуре, так как при более горячей воде реакция патинирования происходит быстрее, а образуемая патина становится менее устойчивой и станет стираться при прикосновении с одеждой, кожей, поверхностью шкатулки.
  3. Аммиачный раствор (в первом случае используются исключительно его пары). Для обработки следует поместить украшение в банку с крышкой, внутрь которой налить 1 мл нашатырного спирта 5% концентрации. Цвет металла меняется относительно быстро, регулировать его можно, наблюдая за изменениями в течение некоторого времени.
  4. Аммиачный раствор (во втором случае используется совместно с водой). Для обработки изделие сбрызгивается водой или помещается на 1 секунду непосредственно в раствор, а далее его отправляют в емкость, где образуются пары нашатыря. Под воздействием воды и аммиака в паре цвет патины становится приближенным к голубому.

Покраска под бронзу

В старину многие предметы изготавливались из бронзы. Поэтому покраска изделий под бронзу поможет оформить интерьер дома в старинном стиле. Существует несколько технологий покрытия металла под бронзу. Рассмотрим самые простые варианты.

Придание однотонного эффекта

Выполнить однотонное покрытие металла бронзой можно следующим образом:

  1. В первую очередь очищаем старую поверхность от грязи и ржавчины. Для этого необходимо зачистить её посредством наждачной бумаги, а затем провести обезжиривание.
  2. Для повышения сцепки красителя с поверхностью выполняем процесс грунтования по металлу. Кроме адгезии, грунтовка поможет дополнительно защитить изделие от коррозии.
  3. На финишном этапе приступаем к окрашиванию краской под бронзу. Необходимо равномерно нанести 2-3 слоя. Но каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего.

Достижение эффекта старинной бронзы

Декоративная покраска под старину с эффектом бронзы подойдёт для любителей раритетных вещей. Для этого следует выполнить следующий шаги:

  1. Выполняется предварительная подготовка старой поверхности по тем же правилам, что и в предыдущем случае. Также не забываем покрыть изделие грунтовкой.
  2. После грунтования на поверхность наносится один слой краски под бронзу. Желательно, чтобы состав был нанесен равномерно, но для эффекта старины лучше использовать кисть.
  3. После засыхания бронзовая покрашенная поверхность покрывается патиной (краской более тёмного цвета). Наносится она на углубления. Специалисты советуют применять полупрозрачную патину. Это позволяет регулировать оттенок бронзового покрытия.
  4. Следующий этап – лессировка, то есть обработка кисточкой, которая едва-едва смочена светлой краской. Процесс проводится на всех выступающим краях и в углах. Данный метод старения позволяет придать изделию эффект истёртости, которая обычно проявляется на металле с годами.
  5. Далее выжидаем некоторое время, дав полностью высохнуть нанесённым материалам, а в завершение покрываем изделие прозрачным лаком.

Покраска под старинную латунь

Фактурные металлизированные составы могут преобразить изделие, придавая ему имитацию латуни. Технология обработки почти не отличается от предоставленных выше. Поверхность предварительно зачищается, шлифуется и обезжиривается. Для состаривания применяется методика декоративной покраски под латунь.

Процесс нанесения выполняется следующим образом:

  1. Перед тем как нанести декоративную краску, с изделия удаляется старое покрытие. Для этого можно использовать металлическую щетку или наждачку.
  2. Залогом прочности и надёжности окрашивания является грунтовка. Используйте состав, специально предназначенный для металла.
  3. На поверхность наносится латунная краска в один слой. Состарить полученное покрытие можно покраской кракелюром. Усилить эффект поможет жжёная умбра, которая наносится очень осторожно посредством сухой ткани. Если в процессе работы образовались излишки, то их необходимо снять ещё до высыхания вещества.
  4. В завершение поверхность окрашенной и состаренной детали покрывают глянцевым лаком на акриловой основе.

Как видим, дизайнерская старина достигается простыми способами. При выполнении работ своими руками получить желаемый результат помогают краски, которые создают необходимый эффект бронзовой, латунной, медной поверхности.

Металл широко присутствует в наших помещениях, и используется там, где необходимы его уникальные по сравнению с другими материалами физические качества. Впрочем, нередко металл еще и украшает своим присутствием жилую зону. И для того, чтобы его визуальные характеристики были еще более интересными, металлической поверхности можно придать тот или иной цвет либо текстуру. Сама по себе покраска металла чаще всего производится с защитными целями, однако техника декоративной покраски имеет очень много отличий.

Окраске с декоративными свойствами чаще всего подвержены различные металлические предметы, колпаки для ламп, радиаторы отопления, мойки и тому подобные элементы. При этом работы можно проводить как для предметов, использующихся в помещениях, так и для наружных металлических элементов.

Черное окрашивание сернистым висмутом.

Подобным же образом получается черное окрашивание сернистым висмутом. Для этого вещь, окрашенную, как объяснено выше, азотнокислым раствором висмута в коричневый цвет, надо погрузить еще горячей в крепкий раствор серной печени (Hepar sulfuris) — коричневый цвет быстро переходит в черный.

Многие вещи и материалы теряют свой привлекательный при состаривании, но на металлы и сплавы из них это не распространяется. Патина, или налет окислов, придает предметам из металла дороговизну и ценность. Именно по этой причине элементы, изготовленные из состаренного металла, можно обнаружить в стилизованном интерьере. Многие задаются вопросом о том, как выполнить патинирование латуни в домашних условиях. На самом деле сделать это несложно, главное — запастись необходимым инвентарем и придерживаться правил выполнения такой работы.

Советы тем, кто собрался красить металлическую поверхность при минусовой температуре

Хоть этот совет может коснуться больше обычной покраски, чем декоративной, но ситуации бывают разные. К примеру, вам необходимо сразу покрасить деталь, только что принесенную с мороза. Поэтому дадим несколько советов:

  • Самым лучшим способом окраски на морозе является использование алкидных эмалей желеобразной консистенции, имеющие высокую адгезию (способность проникать в структуру поверхности);
  • Окраска поверхности, охлажденной до температурных значений ниже +5 градусов по Цельсию, должна производиться исключительно с предварительной обработкой этой самой поверхности горелкой или тепловой пушкой. В противном случае на поверхности будет образовываться конденсат, на которой краска просто не ляжет;
  • Если при окраске холодно в самом помещении, то время высыхания слоя может увеличиться в несколько раз, что при декоративной окраске особенно неприятно. Поэтому рекомендуется установить тепловую пушку, а поверхность покрыть пленкой.

Что такое кузнечные краски

В последнее время большой популярностью пользуются кузнечные краски, специально оптимизированные для работы с кованными материалами. Такие краски наносятся на ковку с декоративными целями, что позволяет имитировать самые различные поверхности, начиная от золота и заканчивая чугуном.

Стоимость таких красок выше, чем у обычных. Однако это объясняется их повышенным сроком годности, который достигает 5 лет и более. При этом такие краски еще и действительно эффектно смотрятся, позволяя придать требуемый визуальный эффект уже самым фактом своего присутствия. Без необходимости применять различные способы окраски.

Сегодня имеется немало видов подобного покрытия, однако самым востребованным по праву считается немецкая краска WS-Plast, производимая Weigel & Schmidt GmbH. Данные краски позволяют придавать металлической поверхности множество различенных цветов и текстур. Тут вам и изумрудный цвет, и отличающийся красными тонами графит, и различные виды окраски под старину. При этом такое покрытие не только украшает, но еще и защищает металлическую поверхность от коррозии и прочих неприятностей, вызванных воздействием природы.

Также популярностью обладает молотковая краска (Hammerite), которая в настоящее время становится все более востребованной. Причина заключается в том, что такая краска не требует нанесения грунтовки, и даже может быть использована непосредственно на поверхностях, поврежденных коррозионными процессами. Впрочем, если ржавчина рыхлая, то ее все же придется удалить. Поверхность, обработанная данным покрытием, становится однотонной с эффектом узоров неравномерной формы и алюминиевых хлопьев.

Нанесение данной краски в основном практикуется с черными металлами, такими, как сталь и чугун. Впрочем, ей можно обрабатывать и некоторые цветные металлы.

Покраска под старину

Одним из самых популярных способов красить черный металл является эффект старины. В этом случае на поверхность металла наносится несколько вариантов покрытия в определенном порядке. Но сначала сам металл необходимо подготовить должным образом. Его в обязательном порядке очищают от коррозии, подвергаю шлифовке, удаляют грязь и жир. Только будучи уверенным в чистоте поверхности, можно приступать к процессу, который подразделяется на несколько этапов:

  • При помощи кисти наносим на поверхность металлизированную краску. Не бойтесь делать это небрежно, так как в создаваемом нами эффекте подобное только помогает;
  • Как только первый слой полностью высох, необходимо нанести кракелюрную грунтовку. Последняя позволяет получить слой прозрачной пленки, созданной из полимеров;
  • Кракелюрное покрытие наносится после высыхания слоя грунтовки, что позволяет получить характерные трещины, подобные тем, что появляются на вещах, которыми пользовались десятилетия и даже века.

Важно! Вместо кракелюрного состава эффект старины можно добиться нанесением на краску жженой умбры. В этом случае лучше всего работать сухой тканью, а остатки убрать после высыхания слоя краски.

Окраска металла под бронзу

Бронзовое покрытие является одним из самых эффектных визуально. Поэтому часто люди стремятся воссоздать именно его. И способов сделать это существует несколько, и все они подразумевают использование бронзовой краски.

В первую очередь поверхность подготавливается. Производится очистка от грязи, жира и ржавчины. После этого на нее наносится слой грунтовки для металла, что повысит адгезию наносимых выше слоев. На третьем этапе идет нанесение бронзовой металлизированной краски в 2-3 слоя.

Если данному бронзовому слою хочется придать эффект старины, то углубления необходимо обработать патиной, что позволяет получить эффект потемнения от времени. После этого проводится лессировка, в ходе которой мы проходим по выступающим элементам и тем местам, для которых характерны потертости, белой краской. После высыхания последней наносится прозрачный лак, позволяющий закрепить эффект.

Подготовка поверхности

Прежде всего, нужно оценить прочность старого покрытия. В этом поможет малярная лента: делаем надрезы на старой краске и приклеиваем на эти места ленту. Затем резким движением срываем ленту. Если вслед за лентой отделится значительное количество краски, то поверхность недостаточно прочна. Если же слой прочный, то снимать его необязательно, необходимо лишь очистить металл от грязи, следов ржавчины и пыли.

Обратите внимание! Если речь идет об отопительных батареях, старую краску нужно обязательно удалить, т.к. в данном случае каждый дополнительный слой уменьшает тепловую отдачу.

Очистка поверхности (металла, стен и т.п.) может проводиться одним из трех способов:

  • механическим (с использованием абразивов или инструмента);
  • химическим (с помощью щелочных составов или активных растворителей);
  • термическим (с помощью термофена или кислородно-ацетиленовой горелки).

Грунтование

Обработка поверхности грунтовкой необходима для создания надежного сцепления между металлом и краской. Грунтовки производятся на базе синтетических или натуральных пленкообразующих веществ (органические смолы, олифы и т.д.).

Немаловажное свойство грунтовок — снижение вероятности развития коррозии. В зависимости от типа грунтующего состава отличаются механизмы обеспечения антикоррозийной защиты.

Существует несколько типов грунтовок по характеру антикоррозийных свойств:

  1. Изолирующие. Такие грунтовки не позволяют попадать влаге на защищаемый металл.
  2. Пассивирующие. Действие пассивирующих составов основано на уменьшении электрохимической активности материала.
  3. Протекторные. Такие грунтовки содержат высокодисперсные металлические порошки, у которых электродный потенциал ниже, чем у защищаемого металла. Этим обеспечивается защита от коррозии.
  4. Фосфатирующие. Покрытие с содержанием фосфатов предохраняет металл от развития коррозии.
  5. Ингибирующие. Ингибитор — это вещество, снижающее скорость развития химических реакций. Поскольку образование ржавчины — результат химической реакции, ингибирующие грунтовки уменьшают скорость развития коррозийных процессов.
  6. Преобразователи ржавчины. Преобразователи ржавчины трансформируют оксид железа в нерастворимое соединение.

Грунтовочный состав наносится при помощи кисточки, валика, тампона или пульверизатора. Слой грунтовки должен быть не слишком толстым — тоньше, чем последующие слои краски. Оптимальная толщина грунтовочного слоя — до 0,1 миллиметра.

Если грунтованная поверхность вышла матовой, ее нужно аккуратно зачистить мелкозернистой наждачкой. Это улучшит качество адгезии с лакокрасочным материалом.

Шпатлевание необходимо для ликвидации дефектов, таких как трещины, а также для выравнивания поверхности. Состав для шпатлевания — это смесь, куда входят наполнитель (мел), пластификатор, связующее вещество, особые добавки.

Нанесение разных шпатлевок

Смеси для шпатлевания продаются в одном из двух состояний — сухие (разбавляются в воде) и готовые к использованию (разведены в растворителе). Шпатлевка наносится и распространяется по поверхности при помощи шпателя.

Выбор краски для металла

Для окрашивания металлических поверхностей чаще всего используются органорастворимые лакокрасочные материалы. Такие растворы являются смесью синтетических смол алкидного происхождения и органических растворителей. В качестве последних чаще всего применяются Уайт-спирит или стирол.

После высыхания алкидных составов возникают толстые, прочные, прозрачные, почти бесцветные пленки. Такие пленки устойчивы к воздействию всяческих химикатов, а также к влаге. Благодаря последнему качеству, алкиды находят широкое применение не только внутри помещений, но и снаружи зданий.

Тем не менее, при выборе состава следует обращать внимание на рекомендуемое предназначение краски. Например, для окрашивания батарей выпускаются специальные составы, которые отличаются высокой теплопроводность и при этом не уменьшают теплоотдачу оборудования.

На протяжении долгого времени окрашивание не применялось для кованого металла. Существовало общепринятое мнение о том, что краска нивелирует преимущество ручной работы, скрывает натуральную текстуру материала.

Однако не так давно появились лакокрасочные материалы для кованых изделий, которые позволяют искусственно состарить материал, создать видимость патины или добиться других визуальных эффектов. Также кузнечные краски защищают металл от коррозийных процессов.

Основной недостаток — их стоимость. Как и создание кованых изделий, специализированные краски нельзя назвать дешевыми.

Наглядные результаты паттинирования меди, латуни и нейзильбера

Паттинирование и оксидирование


паттинирование и оскидирование

Изменение цвета металлов в водном растворе серной печени

Изменение цвета металлов в парах амиака

Окрашивание металла

Наносить краску можно с помощью кисточки, валика или пульверизатора. Количество необходимых слоев при окрашивании устанавливается компанией-производителем и зависит от укрывистости краски. Укрывистость — это способность лакокрасочного материала скрывать цвет обрабатываемой поверхности. Показатель укрывистости обратно пропорционален прозрачности лакокрасочного материала, то есть чем более прозрачна краска, тем большее ее понадобится.

Обратите внимание! Укрывистость указывается на упаковке с краской и определяется в расходе материала на квадратный метр.

Трудности могут возникнуть при подсчете требующегося количества лакокрасочного материала. Компании-производители дают информацию о расходе на квадратный метр. Когда речь идет об окрашивании плоских поверхностей, подсчитать расход не сложно. Однако нередко приходится иметь дело с неровными поверхностями — решетками, оградами, фигурными деталями и т.п. В таких случаях при расчетах придется исходить из собственного опыта или совета продавца.

Декорирование поверхности под бронзу применяется давно. Однако до недавнего времени такие краски изготавливались на основе органики. Таким образом, сфера использования таких лакокрасочных материалов значительно сужалась из-за характерного для органических растворителей неприятного запаха. К тому же такие поверхности не отличаются устойчивостью к температурным перепадам.

На сегодняшний день наиболее популярны краски на основе воды и акрила. Такие составы отличаются безопасностью, простотой применения, устойчивостью к высоким и низким температурам, а также антикоррозийной стойкостью.

Существует два способа декорировать поверхность под бронзу. Ниже приведены две пошаговые инструкции.

Первый вариант — однотонное окрашивание:

  1. Убираем с поверхности грязь и следы ржавчины. Проводим обезжиривание.
  2. Грунтуем поверхность. Это позволит улучшить адгезивные качества материалов и, кроме того, создаст слой полимера, который защитит поверхность от коррозии.
  3. Когда грунтовка высохнет, наносим в 2-3 слоя. Причем каждый слой можно наносить только после высыхания предыдущего.

Второй вариант — состаренная бронза:

  1. Проводим подготовительные мероприятия так же, как описано в первом случае. Затем грунтуем металл и окрашиваем его в бронзовый цвет.
  2. Углубления на поверхности обрабатываем патиной. Она может быть полупрозрачной — это позволит контролировать уровень затемнения.
  3. Когда высохнет краска, берем сухую кисть и проводим лессировку. Для этого наносим светлую краску по углам и выступам таким образом, чтобы создать эффект потертостей.
  4. После высыхания слоя наносим на металл прозрачный лак.

Можно придать металлу состарившийся вид и другим способом, с использованием кракелюрной грунтовки и краски.

Инструкция:

  1. Очищаем металл от грязи, следов ржавчины и жира.
  2. Очищенную и сухую поверхность покрываем лакокрасочным материалом. Для окрашивания используем кисточку, так как неравномерное покрытие в данном случае только на пользу.
  3. Когда краска полностью высохнет, наносим кракелюрную грунтовку. Этот состав можно приобрести в строительном магазине. После высыхания на поверхности появится прозрачная полимерная пленка.
  4. Создаем основное кракелюрное покрытие. Результат работы — состаренный металл со следами ржавчины. Причем на поверхности появятся небольшие трещины — кракелюры.

Патинирование: что это?

Для того чтобы выяснить суть патинирования, следует узнать об особенностях такого сплава, как латунь. Основная часть ее состава приходится на медь, а лигатура латуни представлена цинком. Также в сплав может добавляться цинк. При взаимодействии с воздухом и некоторыми химическими веществами, присутствующими в воздухе, многие металлы и их сплавы начинают покрываться закисями и окислами, имеющими вид буро-красного или зеленого налета. Такой налет называют патиной, образуется она в процессе окисления металла. Сам процесс образования патины называется оксидированием.

Как состарить сплав?

Чтобы нанести патину на металл своими руками, важно знать не только о том, как состарить латунь, но и как нужно работать с используемыми веществами и инструментами. Прежде всего следует позаботиться о соблюдении правил личной безопасности. Все дело в том, что в состав патинирующего средства и его аналогов входят химические вещества, которые могут нанести непоправимый вред здоровью человека. Поэтому в процессе работы руки и глаза должны быть защищены от случайного попадания на кожу (слизистые) агрессивных веществ. Организовывать работу необходимо в качественно вентилируемом помещении.

Работа над металлическим предметом начинается его подготовкой к патинированию. Прежде всего поверхность изделия следует обезжирить, а сделать это можно с помощью ацетона — достаточно нанести небольшое количество этого средства на ватный диск и тщательно протереть им изделие. Затем изделие из латуни следует промыть в проточной воде с мылом и высушить.

Металлический предмет можно запатинировать составом, который в народе называется «серная печень». Приготовить его просто:

  1. Берут 1 часть порошковой серы и смешивают ее с двумя частями поташа.
  2. Полученную массу кладут в стеклянную посуду, которую затем ставят на медленный огонь.
  3. Порошок должен расплавиться и спечься. Как только это случилось, следует отсчитать 15 минут и только по их истечении выключить огонь.
  4. Как только масса спечется, ее следует измельчить до консистенции порошка. Хранят порошок в банке, закрытой крышкой.

Существует несколько эффективных методов состаривания латуни с применением серной печени.

  1. Берут литр воды и добавляют в него 20 граммов порошка. Предмет из латуни окунают в сделанный раствор и следят за тем, как изделие будет менять цвет. После такой обработки латунь окрасится в нежно-золотистый оттенок.
  2. Чтобы сплав приобрел светло-серый оттенок, нужно взять литр воды и добавить в него по 3 грамма серной печени и хлористого натрия. За окрашиванием изделия из латуни нужно внимательно следить, и как только будет достигнут нужный эффект, предмет нужно достать из раствора и ополоснуть водой.
  3. В концентрированный раствор сульфата меди постепенно добавляют нашатырь и ждут, когда раствор приобретет ярко-синий оттенок. Очищенный предмет на несколько минут погружают в такой раствор, после чего достают его и немного подогревают. После такой обработки изделие приобретет бурый оттенок. Также этот способ подходит для состаривания меди.
  4. Для состаривания меди или латуни понадобится наждачная бумага, которой нужно тщательно обработать поверхность изделия. После шлифовки можно наносить на изделие раствор хлористой патины. Также можно окунуть в этот раствор изделие, нуждающееся в патинировании.
  5. Для чернения латуни можно применять раствор, состоящий из металлической меди и азотной кислоты.
  6. Для получения патины оливкового цвета следует приготовить раствор, состоящий из бертолетовой соли, хлорида аммония и нитрата меди. Раствор следует подогреть и на 15 минут окунуть в него изделие из латуни.
  7. Чтобы получить патину золотого цвета, следует обработать изделие из латуни раствором, состоящим из 180 граммов молочного сахара, 0,6 грамма сульфида меди и 180 граммов щелочи. Раствор подогревают до 90 градусов, после чего на 15 минут окунают в него изделие из латуни.
  8. Для придания латуни темно-серого цвета нужно использовать сурьму. Это вещество следует нанести на поверхность изделия и затереть ее жесткой щеткой. Как только будет создан желаемый оттенок, изделие следует тщательно вымыть и высушить, выложив его в древесные опилки.
  9. Также можно нанести на поверхность изделия из латуни азотную кислоту (для этого следует воспользоваться ватным тампоном, пропитанным кислотой).

Описанные рецепты средств, используемых для патинирования латуни, также можно применять к серебру и чистой меди.

«>

Окрашивание и низкие температуры

Рекомендует окрашивать поверхности при положительных температурах. Считается, что минимально допустимая температура — 5 градусов выше нуля. Однако бывают ситуации, когда нужно окрасить поверхность срочно, несмотря на показатели термометра. И в этом случае возможно качественное окрашивание, если придерживаться ряда рекомендаций, о которых пойдет речь ниже:

  1. Очищаем поверхность ото льда, пыли, загрязнений, ржавчины и конденсата. Причем стандартных процедур очистки — механическим способом — в данном случае будет недостаточно. Даже если останется совсем немного конденсата, все дальнейшие усилия не позволят создать качественное покрытие. Чтобы хорошо высушить поверхность, используем горелку (на газе или бензине) или тепловую пушку.
  2. При низких температурах краска будет сохнуть в 2-3 раза дольше. Исходя из этого, нужно защитить окрашенную поверхность от воздействий внешней среды. Для этого подойдет полиэтиленовая пленка и тепловая пушка.

Не менее важно для окрашивания при низких температурах — правильно подобрать краску. Оптимальным вариантом считаются желеобразные алкидные эмали. Такие составы отличаются высокими адгезивными качествами.

Обычно как чисто черное, так и серое окрашивание получается образованием на поверхности вещи окиси меди или сернистой меди. Но оба эти окрашивания могут быть достигнуты и отложением на поверхности вещи сернистых соединений других металлов — свинца, висмута, ртути и т.п. Будет ли окрашивание вполне черное или светло-черное, т.е. серое, зависит как от состава, вызывающего окраску, так и от времени действия последнего.

Детали должны быть подготовлены, поверхность должна быть совершенно чистой, без следов грязи и жира.

Сам процесс.

Для чернения латуни данным методом вам понадобятся:

  • медный купорос;
  • пищевая сода;
  • нашатырный спирт;
  • две стеклянные баночки, желательного одинакового объема;
  • фильтровальная бумага или что-нибудь аналогичное;
  • палочка для помешивания.

Купорос был куплен в ближайшем хозяйственном магазине в отделе, где продаются всякие ядохимикаты для борьбы с садовыми вредителями. Сода — в ближайшем продовольственном магазине, где ее просто предостаточно. Нашатырный спирт — в ближайшей аптеке. Но только 10%. Как мне объяснили 25% не продается ввиду его опасности.

Сначала готовим карбонат меди. Для этого нам понадобится медный купорос и обычная сода.
Растворяем купорос в теплой водичке. Раствор нужен насыщенный, т.е. добавляем купорос до тех пор, пока он еще растворяется. Раствора надо сделать так, чтоб он занимал всего половину емкости.
После чего медленно, по чуть-чуть, добавляем соду в насыщенный купорос. Именно потому, что раствор начинает бурлить как газировка, я и рекомендую делать купороса всего в половину емкости.
Помешиваем. Со временем бурление утихает. Я сыпал соды до тех пор, пока бурление не прекратится.

Через некоторое время вы увидите, что получилась мелкодисперсная взвесь приятного бирюзового цвета. На поверхности можно заметить, что там все-таки еще малек бурлит.

Теперь полученную взвесь надо отфильтровать. Под рукой ничего путного, кроме салфеток не оказалось. По рецепту написано просушить. Но я не стал этого делать.
Теперь нам понадобится 25% раствор аммиака. Как я уже писал, доступен только 10% в аптеке. Вот его и будем использовать.
Понемногу добавляем бирюзовую кашу в нашатырный спирт. Раствор синеет.
Нам нужен также насыщенный раствор. Потому добавляем, не жалея, карбонат меди. В конечном итоге у вас получится иссиня-черная жидкость. Вот она-то нам и нужна.

Обычно как чисто черное, так и серое окрашивание получается образованием на поверхности вещи окиси меди или сернистой меди. Но оба эти окрашивания могут быть достигнуты и отложением на поверхности вещи сернистых соединений других металлов — свинца, висмута, ртути и т.п. Будет ли окрашивание вполне черное или светло-черное, т.е. серое, зависит как от состава, вызывающего окраску, так и от времени действия последнего.

Детали должны быть подготовлены, поверхность должна быть совершенно чистой, без следов грязи и жира.

Образование на поверхности вещей черной окиси меди.

Для образования на поверхности вещей черной окиси меди подогретую вещь погружают на несколько секунд в раствор меди в избытке азотной кислоты и затем держат ее над огнем древесных углей до тех пор, пока поверхность ее не начнет чернеть. Чтобы получить равномерную и достаточно густую черную окраску, операцию повторяют несколько раз, в противном случае окраска будет не совсем черная, а сероватая. По окончании окрашивания вещь протирают тряпочкой, смоченной маслом. Таким образом обычно чернятся оптические инструменты.

Чернение латуни в домашних условиях

Провести чернение латуни можно самостоятельно при помощи различных средств. Но необходимо действовать аккуратно, четко следуя инструкции, чтобы не испортить металл.

Подготовка к процедуре

Большинство средств, применяемых для чернения латуни, являются токсичными и могут нанести вред здоровью человека. Хранить их необходимо в плотно закрывающихся емкостях, чтобы не допустить испарения ядовитых паров.

Выполнять патинирование необходимо в шкафу, в котором имеется вентиляция. Дверцы шкафа должны быть приоткрыты, чтобы во время работы осуществлялась эффективная вытяжка паров.

Перед патинированием изделие необходимо подготовить. Для этого тщательно очистить рабочую поверхность от любых загрязнений. Сначала промыть в теплой воде, а затем – обработать обезжиривателем.

После выполнения процедуры изделие необходимо еще раз промыть и выложить на опилки. Они впитают остатки влаги, не повредив при этом поверхность материала. Применение опилок для просушки считается более щадящим методом, нежели использование для этого ткани. Ведь при механической просушке может повредиться тонкий слой патины. Кроме того, такой метод не позволяет полностью удалить влагу.

Использование сульфида калия

Это распространенный способ чернения латуни. Во время него можно использовать сульфид калия с разным агрегатным состоянием – жидким, твердым, гелеобразным. Предварительно его необходимо разбавить водой в пропорции 1:16. Если применяется сульфид калия в твердом состоянии, его сначала нужно измельчить до порошка, а только после этого залить жидкостью.

Чернение латуни можно делать с помощью сульфида калия

Также необходимо подготовить раствор соды. Карбонат натрия также необходимо разбавить в соотношении 1:16. Сначала следует поместить изделие в раствор сульфида калия. Выдержать некоторое время, а затем поместить в раствор соды. Это необходимо для того, чтобы прекратить реакцию.

Чернение раствором медного купороса

Применение медного купороса позволяет создать золотисто-коричневую патину на поверхности обрабатываемого материала. Пленка будет иметь умеренный блеск. Для этого берут 20 г медного купороса, 5 г перманганата калия (марганцовки) и заливают литром воды.

Раствор должен быть комнатной температуры. Его необходимо нанести на поверхность изделия из латуни, тщательно обрабатывая все щели. Через сутки его необходимо тщательно вымыть под проточной горячей водой. Высушить в опилках, а затем повторить процедуру еще раз. Всего нужно повторить операцию 3-4 раза подряд.

Когда патинирование будет завершено, поверхность изделия нужно отполировать сухой ветошью. Также можно выдержать изделие в растворе марганцовки в течение 4-5 минут. Раствор нужно подогреть до температуры 95 градусов. Именно применение марганцовки позволяет получить красноватый оттенок патины.

Также при чернении меди можно использовать другой состав на основе медного купороса (сульфат меди, содержащий 5 молекул воды). Соединить по 25% медного купороса и хлористого цинка и 50% воды. В полученный раствор поместить обрабатываемое изделие на несколько минут. Затем вынуть его и оставить на воздухе на сутки. После этого тщательно промыть горячей водой.

Применение нашатырного спирта

Нашатырный спирт – это отличное средство для чернения латуни и латунных изделий. Можно воспользоваться комбинированным методом, совмещая сразу несколько ингредиентов. Для чернения латуни таким способом необходимо использовать:

  • Медный купорос. Представляет собой зеленовато-голубые кристаллы. Продается в хозяйственных магазинах.
  • Питьевая сода. Можно использовать и кальцинированную.
  • Нашатырный спирт. Представляет собой 10% водный раствор аммиака, имеет резкий запах. Продается в аптеках, выпускается без рецепта.
  • Вода.

Нашатырный спирт – средство для чернения латуни
Взять две емкости, в каждую налить по 50 мл кипяченой воды не ниже температуры комнаты. В одну емкость добавить медный купорос, в другую соду. Раствор должен получиться насыщенным, поэтому вещество добавляется до тех пор, пока оно не перестанет растворяться в воду. Жидкость для чернения латуни с медным купоросом нужно будет отфильтровать.

В третью емкость перелить раствор медного купороса и небольшими порциями начать подливать раствор соды. Начнется реакция с образованием большого количества пены. Добавлять новую порцию содового раствора можно только после того, как перестанут выделяться пузырьки.

Полученную смесь оставить на несколько часов. На ее поверхности должна остаться вода, ее следует убрать. Затем перелить состав на старую сковороду и варить до полного испарения влаги. В результате должен получиться порошок салатового цвета. Его необходимо поместить в керамическую ступку и перетереть пестиком до образования порошка.

В четвертую емкость влить 50 мл нашатырного спирта и всыпать в него образовавшийся порошок. Получится темно-бирюзовый раствор. В нем и проводится патинирование.

Изделие необходимо очистить от старой патиновой пленки, вымыть теплой водой и обезжирить. Поместить в подготовленный состав на 10-30 минут. Затем осмотреть изделие – если окрасилось неравномерно, еще раз обезжирить и поместить в раствор. В конце протереть ацетоном и обработать машинным маслом.

Комментариев нет:

Все о сварке

[Все о сварке][stack]

Токарные работы

[Токарные работы][grids]

Фрезерные работы

[Фрезерные работы][btop]